Владимир Ермалкович: «Если в джиу-джитсу соперник поймал вас на треугольник, то вам осталось жить ровно 5 секунд»

Владимир Ермалкович: «Если в джиу-джитсу соперник поймал вас на треугольник, то вам осталось жить ровно 5 секунд»

- В Википедии написано, что джиу-джитсу зародилось в Японии. А как появилось бразильское джиу-джитсу?

- Вообще, путь развития бразильского джиу-джитсу достаточно извилистый. Все началось с того что президент США Теодор Рузвельт прочитал книгу Нитобэ Инадзо «Бусидо – душа Японии» и сильно заинтересовался боевыми искусства и восточной культурой. В то время в США преподавал Ямасита Ёсиаки – один из мастеров дзюдо. Рузвельт посетил его занятия, они ему понравились, и у него возникла идея сделать дзюдо способом воспитания, самозащиты в американских вооруженных силах. Его помощник написал письмо в Японию основателю дзюдо Дзигаро Кано с просьбой прислать в США спортсмена-инструктора, который смог бы обучать американских военных. Кано, который мечтал о развитии дзюдо, очень обрадовался этой просьбе. В то время у него был спортсмен по имени Маэда Мицуë – один из лучших дзюдоистов того времени, обладатель третьего дана, который до этого занимался джиу-джитсу. Но он был спортсменом, а не тренером, поэтому не мог объяснить теорию спорта, не мог сказать, что такой-то бросок выполнятся в сагиттальной плоскости путем подхвата, и к тому же он абсолютно не говорил по-английски. Но у Кано был образованный друг по имени Томита Цунэдзиро – его сын позже написал книгу «Гений дзюдо», по которой был снят фильм. По замыслу Кано, они вдвоем поехали в Америку: Маэда – чтобы бороться, а Томита – чтобы объяснять публике дзюдо, значение приемов и чтобы найти там понимание в vip-обществе США.

Их первое выступление в военной Академии США Вест-Пойнт прошло по задуманному сценарию: они приехали, провели мастер-класс, Маэда побросал, Томита объяснил. Следующим пунктом был Вашингтон, но там все пошло немного не так. Там присутствовал простой американский парень, который сказал, что дзюдо - это фигня, все ваши японские обезьяньи ухмылки не помогут, потому что - я здоровый как бык. Он предложил побороться не Маэде, а самому Томите, который на тот момент уже был достаточно возрастным человеком. Маэда пробовал отговорить Томиту, говорил: «Он здоровый, вряд ли ты его победишь». На что Томита ответил: «Не твое дело, холоп, заткнись и смотри, как я его поборю». Но в итоге все произошло не так, как планировал Томита: здоровяк его раскатал, просто прижал – вышел большой конфуз. Рузвельт немного его сгладил, сказав, что, наверное, перелет и поездка были утомительными, японец не акклиматизировался, поэтому давайте пойдем попьем чай. Но не все восприняли это как конфуз, просто многие считали, что Америка и до этого была лучше всех, и просто это подтвердила.

После этого случая Томита улетел обратно в Японию, а Маэда решил, что надо все-таки реваншировать репутацию дзюдо, и остался в США с целью проведения поединков. Он путешествовал по стране и участвовал в популярных ярмарочных боях, которые были прообразом ММА - это позволило ему сформировать собственный стиль и видение поединков по смешанным единоборствам. Он свою базу дзюдо адаптировал к этим боям. Оказало влияние и то, что его противники выступали с голым торсом, и у него не было возможности взять захват за кимоно. К тому же его соперники были не дзюдоистами, а борцами и боксерами. Исходя из этого, он разрабатывал стратегию: если в дзюдо он бросил соперника на иппон, то он побеждал, но я ярмарочных боях получалось, что он бросал соперника, а соперник вставал и снова бил его. Маэда понимал, что поединок нужно как-то заканчивать, и заканчивал его в партере. Для этого он использовал болевые и удушающие приемы - если человека задушить до потери сознания, он не встанет. То же самое произойдет, если сломать ему конечность. Поэтому тактика была такая: сблизиться с противником на критическую дистанцию (вплотную, буквально в обхват: на которой нельзя ударить локтем и коленом), свалить в партер и задушить или сломать ему руку или ногу.

Маэда считал очень рискованным ввязываться в обмен ударами руками и ногами и предпочитал использовать промахи оппонента: когда тот теряет равновесие, медленно выходить из атаки, «проваливаться» при ударах. В поединках с боксерами Маэда рекомендовал подныривать под удары руками, уходя вниз. Если противник бил ногами, нужно было захватывать атакующую ногу, вывести соперника из равновесия и сбить его на землю. Сам Маэда удары использовал для провокации противника или при добивании. Броски Маэда старался применять связанные с зацепами ног изнутри или снаружи, с захватом ног руками, а также разные проходы за спину.

Такой тактики он придерживался почти во всех своих поединках, большую часть из которых он выиграл.

В то время Япония вставала на путь цивилизации и пробовала колонизировать   близлежащие страны. И в Бразилии как раз появилось первое поселение японцев. Маэде поступило предложение поехать в эту колонию японцев для развития отношений внутри общины. Тогда же он знакомится с бразильским дипломатом Густаво Грейси, который был потомком эмигрантов из Шотландии и весьма образованным и богатым человеком. Между ними завязалась дружба, и Густаво предложил Маэде обучать своего старшего сына Карлоса, которому на тот момент было 14 лет и который отличался вздорным характером. Густаво считал, что спорт его дисциплинирует. Всего у него было пятеро детей: Карлос, Джордж, Густаво, Освальдо и Хелио. Хелио был самым дохленьким и худеньким, постоянно падал в обмороки, но в итоге именно он приложил больше всего усилий по популяризации бразильского джиу-джитсу. Старший сын – Карлос - решил, что джиу-джитсу будет их семейным бизнесом, и они всей семьей переехали в Рио, где в пригороде организовали свою Академию и за солидную плату давали уроки. Но они понимали, что для продвижения любого дела необходимы маркетинг и громкая реклама. Тогда в Бразилии были популярны бои Vale Tudo, которые дословно переводились как «все разрешено». Для того чтобы продвинуть свой бизнес, они делали различные эпатажные поступки, например, бросали вызовы через газеты: «Мы - самые сильные ребята в Бразилии! Тому, сможет нас победить, денежный приз 10 000 $». Все это подогревало к ним интерес. В поединках они следовали тактике, разработанной их тренером Маэда Мицуë, и побеждали местных ребят, которые занимались капоэйрой, боксом и борьбой Лута Ливре. Противостояния с представителями именно Лута Ливре носили бескомпромиссный характер. Адепты Лута Ливре и студенты Академии Грэйси выясняли отношения, где только могли: в барах, на улицах, на пляжах Копакабаны. Дело неоднократно заканчивалась поножовщиной и разборами полетов в полиции. С целью положить конец дракам на улице полицейские  предложили выяснить кто лучше в результате командных схваток. Так было положено начало эпичных войн на Маракане «Лута Ливре против Академии Грэйси». Первые командные турниры прошли в 1983 году, и затем повторялись в 1988, 1991 и 1997 годах. В большинстве схваток победу одержали представители семьи Грэйси.

Конечно, им доводилось и терпеть поражения. Грейси бросали вызовы японским борцам дзюдо из Кодокана. Тогда произошла знаменитая история, когда японец Кимура сломал руку Хелио, когда тот отказался сдаться. После этого у Хелио было еще одно поражение от Вальдемара Сантаны - это был его ученик, которого он сам тренировал, но после выгнал его из Академии. Были различные версии, почему это произошло: кто-то говорил, что Сантана убирал залы, не закрыл кран, и Академию затопило, кто-то - что он участвовал в каких-то поединках прорестлинга, к чему Хелио очень ревностно относился. Одним словом, мужчины бросили друг другу вызов, и в ходе поединка Сантана нокаутировал Хелио ударом ноги в голову. После этого за честь семьи выступал сын Карлоса и племянник Хелио Карлсон, который выиграл у Сантаны. Сам Карлсон считал, что своей победой он спас доброе имя Грэйси и говорил, что, если бы он не одолел Сантану, вся семья Грэйси сегодня бы продавала бананы в Рио.

Семья Грейси участвовала в боях Vale Tudo в середине ХХ столетия для того, чтобы показать состоятельность бразильского джиу-джитсу. В США первым приехал сын Хелио Рориан  – его целью была экспансия бразильского джиу-джитсу. Там с ним произошла интересная история. Когда Рориан по приезду остановился в гостинице, у него украли деньги. Но ему было стыдно признаться в этом отцу, и он занялся тем, что начал продавать надувные матрасы. Предлагая матрас, он также предлагал бесплатное занятие по бразильскому джиу-джитсу. Так у него появились первые ученики. Однажды один из его учеников предложил ему идею создания октагона для того, чтобы выявить сильнейшего. Тогда они провели первый турнир UFC, на котором выступал Ройс Грейси. Они сначала долго спорили, кто будет представлять семью Грейси на этом чемпионате и остановились на двух кандидатах: Риксон и Ройс. Но Риксон был достаточно высоким и здоровым парнем и в его победе никто не увидел бы ничего поразительного. А Ройс был гораздо меньше и легче своего брата и всех своих соперников, и его победа выглядела бы гораздо статуснее. Триумф состоялся, и после этого прошло еще 4 турнира UFC, на которых доминировала семья Грейси.

Параллельно в Японии начинал работу PRIDE, на который приглашают Риксона Грейси. Риксон выступил и выиграл все свои поединки. В то время фамилия Грейси становится брендом. Любой организатор боев по правилам ММА приглашал Грейси, и они всегда получали гонорар больше, чем любой их соперник. После этих турниров бразильское джиу-джитсу становится очень популярным, им начинают заниматься. 

- Японское джиу-джитсу отличается от бразильского?

- Конечно. В бразильском джиу-джитсу самое главное - это стащить своего соперника в партер и как можно быстрее закончить схватку болевым или удушающим приемом. В бразильском джиу-джитсу все позиции делят на четыре основных типа: гард, сайд контрол, маунт и бэкмаунт. Также разработаны переходы, перевороты - все, чтобы сделать свою позицию более выигрышной. А в японском джиу-джитсу очень важны традиции: если этот прием изобрел такой-то человек в таком-то веке, то это канон джиу-джитсу и отходить от него нельзя. Не важно, что все это - анахронизм, что эти самурайские шапки никто не носит и захватить за пучок волос на затылке уже нет возможности. У Грейси же изначально не было этих канонов, поэтому они были предоставлены сами себе. Они смело заимствовали технику из других видов единоборств, пробовали новые приемы в боях Vale Tudo и то, что не работало, с легкостью выбрасывали и привносили что-то новое. Рольс, сын Карлсона, долгое время занимался самбо - так в бразильское джиу-джитсу перекачивали болевые на ноги. Сам Карлсон занимался дзюдо и вольной борьбой, поэтому технику и методику тренировок они брали оттуда. Но при этом в ходе борьбы они сами изобретали что-то новое. Благодаря этому на сегодняшний день бразильское джиу-джитсу - это динамично развивающийся вид спорта. Любой занимающийся может попробовать какой-то прием, и если этот прием будет работать, то он будет иметь право на жизнь. Вот в этом отличие. В бразильском джиу-джитсу полная свобода творчества.

- Если искать информацию о поединке Хелио Грейси против дзюдоиста Масахико Кимуры, можно наткнуться на два интересных факта. Первый – о том, что поклонники Грейси были так уверены в его победе, что принесли на трибуны настоящий гроб, сделанный для Кимуры. Второй – о том, что сам Грейси вообще не рассчитывал на победу над японцем. Что из этого правда?

- И то, и другое. Тогда в Бразилию приехали трое дзюдоистов: Като, Ямагути и Кимура. Хелио Грейси боролся по очереди с каждым из них. Первая схватка закончилась тем, что он задушил Като до потери сознания. Когда Ямагути увидел это, он отказался от своего боя. Кимура остался последним, и он просто не мог отказаться, потому что его отказ означал бы проигрыш японцев. В ходе схватки Кимура доминировал, бросал Грейси как хотел, и в конце поймал его на узел локтя (который в дальнейшем и назвали его именем). В какой-то момент Кимура ослабил захват и спросил у Хелио: «Мистер, с вашей рукой все в порядке?». На что Грейси ответил, что все в порядке и можно продолжать бороться. Тогда Кимуре пришлось сломать ему руку. Тем не менее, японец остался под впечатлением, ведь они оба знали, что он сейчас сломает сопернику руку, тем не менее, Хелио не сдался, а предпочел быть травмированным. На следующий день Кимура предложил Хелио переехать в Японию и тренироваться в Кодокане. А по поводу гроба: бразильцы - парни горячие, поэтому, думаю, и гроб там был, и угрозы.

***

- Тренер Жорж Сен-Пьера Ферас Захаби считает бразильское джиу-джитсу лучшим вид спорта для самозащиты на улице. Согласны?

- Не согласен. Самый лучший вид самозащиты – это мозги. Может, для Фераса Захаби – это и номер один, но вообще, лучшего всего в такие ситуации просто не попадать и всегда и продумывать последствия. На мой взгляд, самооборона – это такой большой миф. Ты никогда не знаешь, кто твой соперник и как ты собираешь его с помощью джиу-джитсу побеждать. За соседним столиком может сидеть Роджер Грейси - десятикратный чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу, или Йодсанклай. Применять джиу-джитсу против них – это просто смешно. На мой личный взгляд, те, кто преподают самооборону, кормятся на таких не очень адекватных ребятах, которые думают, что если они походили три месяца на тренировки, то они научатся защищать себя в экстремальной ситуации. На самом деле есть один путь – это путь пахоты. Можно заниматься разными видами единоборств: тайским боксом, классическим боксом, дзюдо, самбо и т.д. – но везде нужно пахать. Те, кто занимаются самообороной и думают, что потренировавшись немного, они будут себя уверенно чувствовать, напоминают тех людей, которые пытаются взять колбасу с черного входа. Вот стоит очередь в магазине - это те, кто пашет. А другие пробуют зайти с черного входа и говорят: «Мы умные ребята, у нас высшее образование, мы знаем более короткий путь и поэтому возьмем колбасу здесь». С самообороной все точно так же.

- Джиу-джитсу делится на «ги» и «но-ги». Что из этого сложнее?

- Я бы не ставил вопрос, что из этого сложнее, потому что это немного разные стили. Борьба «но-ги» более динамичная, потому что там отсутствует захват за одежду, тяжелее сковать движения противника, тяжелее его проконтролировать. В «ги», наоборот, борьба более вязкая, можно выполнять более широкий спектр техник, которые связаны с захватами за рукава, за отвороты, можно делать удушающие отворотами своей куртки или куртки противника. В «ги» игра гораздо более богатая, соответственно, более вязкая получается. В «но-ги» все делается очень быстро, схватить противника очень тяжело и  поэтому борьба имеет немного другой рисунок.

- Правда, что борьба в ги сильнее выматывает?

- Да. Очень забиваются руки, потому что когда мы боремся с противником и я стремлюсь сделать какой-то прием, то стараюсь притянуть его к себе. Соответственно, он пытается уйти от меня. Либо, если он сверху, а я пытаюсь его скинуть и хватаю его за ги, то в этом случае очень забиваются предплечья.

- Есть смысл бойцам ММА тренироваться в ги, если в смешанных единоборствах они выступают в минимальной экипировке?

- Если слушать классиков, то все они считают, что ги имеет огромное значение для ММА, но на сегодняшний день я придерживаюсь мнения, что бойцу ММА лучше сразу тренироваться без ги, т.е. в формате грепплинга. Недавно у Александра Шлеменко спрашивали о том, что он думает о бразильском джиу-джитсу. Мне всегда было очень интересно наблюдать за эволюцией этого бойца, потому что он начинал как ударник и идеологический противник джиу-джитсу, и придерживался мнения, что оно никому не нужно, и вместо джиу-джитсу нужно ехать в Дагестан и бороться там с борцами-вольниками. Но недавно я прочитал его интервью, в котором он рассказывал, что провел чудесные сборы в США, где три месяца тренировался именно по бразильскому джиу-джитсу. Он не изменил своего мнения насчет того, что бойцам ММА стоит тренироваться «но-ги», но сказал, что сборы с бразильцами очень много дали ему для понимания партера. 

- Какие самые распространенные травмы в бразильском джиу-джитсу?

- Вывихи, растяжения связок, переломы – это травмы, которые соответствуют данному виду спорта. Почти такие же травмы встречаются у дзюдоистов, только у джитсеров вывихов меньше, а растяжений - больше.

- Чем бразильское джиу-джитсу отличается от грепплинга?

- На самом деле грепплинг - это просто свод правил. Впервые слово «грепплинг» использовал Джин ЛеБелл в 1991 в США, когда он задумал провести соревнования именно для борцов. Он сам долгое время занимался борьбой, самбо, бразильским джиу-джитсу и всегда хотел выяснить, какой вид спорта самый эффективный. Для этого он придумал усредненные правила для всех борцов, которые бы позволяли выявить победителя: разрешались очень многие броски в стойке, многие технические действия в партере. Но на сегодняшний день, грепплинг – это не более чем свод правил. Борец, который говорит, что занимается грепплингом, это то же самое, что тайбоксер, который  говорит, что занимается IFMA. Люди могут заниматься самбо, дзюдо, джиу-джитсу - иногда выступать по правилам грепплинга. Но сейчас с подачи Объединенного мира борьбы официально есть такой вид спорта как грепплинг, хотя изначально никто не думал, что так пойдет.

- Джон Джонс в одном из интервью сказал, что бойцу ММА достаточно навыков вольной борьбы для того, чтобы уверенно чувствовать себя в партере, а выходы из болевых и удушающих любой боец знает на уровне инстинктов. Согласны?

- Любая борьба даст человеку навык баланса, навык чувства противника. Если речь идет о соревновании, где можно проконтролировать противника, скажем так «залежать», то возможно, это действительно так. Но если ты планируешь выиграть схватку болевым, удушающим, то тебе нужно изучать эти приемы, хотя бы для того, чтобы самому не попасться. Как ты сможешь защититься от треугольника, если ты его никогда не делал? Если начнешь забегать не в ту сторону, только затянешь петлю у себя на шее и просто заснешь. Поэтому с Джонсом я не согласен.

- У кого из современных бойцов ММА самые сильные навыки джиу-джитсу?

- Я думаю, это Рональду Соуза и Демиан Майя. Эти ребята идут практически без поражений к титульному бою, и при этом почти всегда выигрывают удушающими. Джитсеры топ-уровня.

- Выйти можно из любого болевого или удушающего?

- Только когда их не проводят на финальной стадии. Этот вопрос немного напоминает вопрос Брюсу Ли от женщины на одном из ток-шоу: «Что вы сделаете, если вас ударят сзади монтировкой по голове? Упадете?». Брюс Ли ответил: «Да, я упаду, обливаясь кровью». Поэтому если в джиу-джитсу меня соперник поймал на треугольник, плотно его затянул, то мне осталось жить ровно 5 секунд. Если я проспал все стадии приема, на которых я могу что-то сделать и как-то уйти, он просто меня задушит, если я не постучу. Техника направлена на то, чтобы я не смог использовать силу в каких-то финальных моментах и полностью подчинялся прихоти соперника. Если он захочет – задушит меня, если не захочет – отпустит.

- Если взять первый бой между Конором МакГрегором и Нейтом Диазом, что нужно было делать ирландцу, когда они с Диазом оказались в положении бэкмаунт? 

- После того, как он оказался на полу, первое, что ему нужно было делать – это защищать шею: вставлять руки, чтобы Диаз не мог просунуть свои. Во-вторых, ему нужно было избавляться от крючков, которыми Диаз удерживал его бедра. Если бы он сбросил хотя бы один крючок, то смог бы развернуться к нему лицом. И дальше все зависело бы от МакГрегора. Это стандартный выход из такой ситуации: первое - защитить шею, второе –  убрать хотя бы один из крючков и развернуться к сопернику лицом.

- Во время их второго поединка был момент, когда Диаз оказался на спине, а МакГрегор разрешил ему подняться. На это некоторые ударники говорили, что Конору нужно было убирать ноги Диаза, переходить в партер и добивать его. Если бы он так сделал, это был бы разумный ход?

- Я считаю, что МакГрегор поступил правильно. На сегодняшний день ему как базовому ударнику нечего делать в партере. Каждый должен использовать свои сильные стороны. Сбросить ноги бойцу, который занимается бразильским джиу-джитсу – это невероятно огромный труд. Иногда проходят схватки, где партнер не сможет скинуть ноги сопернику, потому что джитсер, который лежит внизу, владеет огромным пластом техник по контролю противника ногами. Существуют масса разных позиций, когда можно удерживать соперника ногами и ловить его ногами в разные ловушки: Де Ла Рива гард, обратный Де Ла Рива гард, различные т.н. гэндж – крючки. Человек пользуется тем, что противник идет к нему и переворачивает его. Если бы МакГрегор пошел в партер к Диазу, попытавшись сбросить его ноги и не зная, как это грамотно делать, чтобы не попасться на его крючки, ситуация могла бы поменяться кардинальным образом: Диаз мог перевернуть его и начать бить сверху. Или задушить. Поэтому нужно всегда адекватно оценивать свои силы

У нас каждую субботу проходят открытые ковры, к нам на тренировку может прийти любой желающий, чтобы побороться и попробовать свои силы. За эти годы к нам пришло очень много людей: профессионалы, которые выступают по ММА, простые любители, ребята, которые занимаются тайским боксом. Я надеюсь, все они убедились, что сбросить ноги – это не так просто. Или как один товарищ мне говорил: «Встань, чего ты там валяешься?». Если вы попали в захват, то вам подняться никто не даст, или дадут, но со сломанной рукой. Плюс в бразильском джиу-джитсу часто используют инстинкт от обратного. Если я поймал руку человека в болевой замок, ему кажется, что если он встанет, то все пройдет. Но на самом деле, если он это сделает, я просто сломаю ему руку. Ему наоборот нужно прижиматься ко мне, чтобы свою руку завести за линию бедер. Если он встанет и выпрямит руку, я бедрами сломаю ее в локтевом суставе. Поэтому такие советы а-ля «встань, чего ты там валяешься», либо «сбрось ноги и пройди» – это верный проигрыш. 

- Согласны с тем, что легче обучить борца ударной технике, чем ударника - борцовской?

- Наверное, я не соглашусь с этим. Здесь все зависит от человека. Я встречал много людей, которые после ударки показывают хорошие результаты в борьбе. Это больше индивидуальный вопрос. Утверждать, что это закономерность, наверное, неправильно.

- Почему тогда в UFC победы чаще всего одерживают именно базовые борцы?

- Дело в том, что борьба в США очень популярна, она преподается в колледжах. И любой американский спортсмен имеет базу борьбы. Когда я был в Бразилии, бразильцы мне говорили, что США скоро будут номером один по бразильскому джиу-джитсу. В Штаты уехало много их соотечественников, потому что там платят очень большие деньги за тренерскую работу, и в Бразилии любой парень мечтает выиграть хоть небольшой турнир по джиу-джитсу или ММА и умчаться в какой-нибудь Мемфис тренировать и получать какие-нибудь 4 тысячи долларов, что для его фавел – предел мечтаний. И все они говорят, что американцы, которые к ним приходят на тренировки, уже имеют базу борьбы. Они физически сильные, они хорошо чувствуют баланс, они хорошо умеют бороться в стойке. Поэтому если посмотреть, среди бойцов ММА большая часть борцов именно по этой причине. 

- Боец Хабиб Нурмагомедов может считаться примером того, что обучить борца ударной технике тяжело? Он уже 8 лет выступает в ММА, но ударка у него довольно корявая.

- А зачем ему ее подтягивать, если у него все работает и так? У некоторых спортсменов, которые находятся в топе, присутствуют узость мышления. Вот взять, например, Холли Холм. Она в партере очень плоха. В нашей команде есть девушка Юля, она живет в Каунасе. Какое-то время она тренировалась в США в городе Альбукерке и была там спарринг-партнером Холм. Юля рассказывала, что когда боролась с Холли, большую часть поединков не могла ее забороть, потому что та физически очень сильная, и Юля просто не могла с ней справиться. Плюс Холм знает очень много техник и просто спойлерит - не дает ничего делать. Но при этом сама она не хочет изучать бразильское джиу-джитсу, считает, что все хорошо и так. Возможно, Хабиб так же думает и об ударке. Он выигрывает, идет без поражений, и поэтому не хочет нанимать профессионального тренера по боксу, который научит его выворачивать стопу, доворачивать кулак, ужимать локоть, чтобы сделать удар менее размашистым. Думаю, такие люди понимают свои ошибки только после какого-то сокрушительного поражения. Кстати, после того, как Холли проиграла Мише Тейт удушающим, уже буквально через пару дней все блоги по джиу-джитсу вышли с фотографиями, где Холм была одета в кимоно и готова к тренировкам.


Автор: Ирина Веремей


Перепечатки материалов fightershop.by возможна только с письменного разрешения редакции. Заявки присылайте на nochkath14@rambler.ru